Споры и разногласия в юридической практике не редкость. Но опытные юристы понимают, что доводить дело до судебного решения не всегда выгодно с позиции защиты. Специалистами применяются различные способы решения вопросов, или по-другому проводится досудебное урегулирование споров. В некоторых случаях просто обязательным процессуальным действием перед обращением в суд является досудебное разрешение вопроса. Этот порядок может быть предусмотрен как договором между сторонами, так и нормативными актами, регулирующими соответствующие отношения. В такой ситуации без соблюдения претензионного порядка в суд обратится нельзя, так как будет возврат документов.
На практике урегулирование споров без обращения в суд происходит довольно часто. С каждым годом население все больше решает вопросы в судах, а это не дешевое занятие для ответчика. Получатели претензии это прекрасно понимают, и в целях избежание судебных расходов идут на уступки. Что касается организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то практический во всех случаях перед началом судебного процесса осуществляется претензионный порядок. Организации имеют штатных юристов, которые разъясняют последствия невыполнения претензии. Для физических лиц этот порядок тоже является выгодным, так как это минимизирует возможное судебные расходы. Более того, в отношения физических и юридических лиц часто регулируются законом о защите прав потребителей, а этот нормативный акт предусматривает большие проценты и штрафы за отказ в досудебном урегулировании вопроса.
Последним, но не менее важным для лиц, проводящих урегулирование конфликтов путем направления претензии, является способ направления претензии адресату. Некоторые физические лица, и организации направляют претензию на электронный адрес. Этого делать не в коем случае не рекомендуется, за исключением если такой способ направления претензии предусмотрен договором или законом (для государственных организаций). Если даже такой способ отправки претензионного письма указан, то лучше будет его продублировать и на почтовый адрес. В целях избежания неполучения корреспонденции адресатом, нужно направлять письма по всем известным адресам, в том числе перечисленным в договоре и указанным на официальном сайте ИФНС в качестве юридического адреса. Само письмо отправляется не просто заказным с уведомлением, а делается обязательно опись вложения в конверт. Это делается для того, чтобы подтвердить факт направления претензии в адрес ответчика, так как зачастую при невыполнении обязательств уже в суде вторая сторона начинает говорить о том, что претензия им не была направлена, а заказным письмом было направлено поздравление с новым годом. Еще одним способом направления претензии является личное вручение ее адресату, от которого, как правило, они уклоняются.